|  
 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
 
 ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА.
 
 ________________________________________________________________
 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Статус документа
 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы стандартов и авторской программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год.
 
 Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
 Структура документа
 Рабочая программа включает разделы: Титульный лист, Пояснительную записку, раскрывающую статус документа, структуру документа, общую характеристику учебного процесса, Цели его изучения, Место учебного предмета в учебном плане, Основное содержание предмета с характеристикой основных содержательных линий, распределением учебных часов по разделам курса. Тематический план, Планируемые результаты освоения учебного предмета, Система оценки планируемых результатов, использование резерва времени; Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, Календарно-тематическое планирование.
 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности знания основ наук.
 
 Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
 
 Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
 
 Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
 
 • технологическая культура производства;
 
 • распространенные технологии современного производства;
 
 • культура, эргономика и эстетика труда;
 
 • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
 
 • основы черчения, графики, дизайна;
 
 • элементы домашней и прикладной экономики;
 
 • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
 
 • методы технической, творческой, проектной деятельности;
 
 • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
 В процессе обучения технологии учащиеся:
 
 познакомятся:
 
 • с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным
 
 изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
 
 • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой
 
 производства;
 
 • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными
 
 технологиями;
 
 • с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий;
 
 себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
 
 • с производительностью труда; реализацией продукции;
 
 • с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью;
 
 бюджетом семьи;
 
 • с экологичностью технологий производства;
 
 • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии,
 
 утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия
 
 применения технологий);
 
 • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности
 
 труда;
 
 • культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
 
 овладеют:
 
 • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
 
 • навыками чтения и составления технической и технологической документации,
 
 измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора,
 
 моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с
 
 использованием компьютера;
 
 • основными методами и средствами преобразования и использования материалов,
 
 энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
 
 • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных
 
 поделочных материалов;
 
 • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и
 
 приспособлений;
 
 • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем
 
 месте; соблюдения культуры труда;
 
 • навыками организации рабочего места.
 Цели:
 
 Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
 
 
            формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
 
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
 
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
 
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
 
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
 
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
 
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
 
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
 
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
 
 
 МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МОАУ СОШ №11
 Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
 
 Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 210 учебных часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 70 часов из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 35 часов из расчёта 1 ч в неделю.
 
 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.
 Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс-лаборатории. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
 
 В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.
 
 При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
 
 При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.
 
 При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.
 
 Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.
 
 В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе.
 
 При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.
 
 Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.
 Тематическое распределение количества часов 5-6 классов:
 
 
 
            
            
            
            
            
            
              | Разделы, темы
 
 | Количество часов
 
 |  
              | Авторская программа
 
 | Рабочая программа
 
 | Рабочая программа по классам
 
 |  
              | 5 класс
 
 | 6 класс
 
 |  
              | Вводный урок
 
 | -
 
 | 2
 
 | 1
 
 | 1
 
 |  
              | Технология домашнего хозяйства
 
 | 5
 
 | 5
 
 | 2
 
 | 3
 
 |  
              | 1.Интерьер кухни, столовой
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | -
 
 |  
              | 2. Интерьер жилого дома
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | 1
 
 |  
              | 3. Комнатные растения в интерьере
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | 2
 
 |  
              | 4.Освещение жилого помещения.
 
 Предметы искусства и коллекции в интерьере.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 5.Гигиена жилища
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 6.Эклогия жилища
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 7.Водоснабжение и канализация в доме
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | Электротехника
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 1
 
 | -
 
 |  
              | 1.Бытовые электроприборы
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | -
 
 |  
              | 2.Электромонтажные и сборочные
 
 технологии
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 3.Электротехнические устройства с элементами автоматики
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | Кулинария
 
 
 | 28
 
 | 28
 
 | 14
 
 | 14
 
 |  
              | 1.Санитария и гигиена на кухне
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |  
              | 2.Физиология питания
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |  
              | 3.Бутерброды, горячие напитки.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |  
              | 4.Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |  
              | 5.Блюда из овощей и фруктов
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 4
 
 | 
 
 
 |  
              | 6.Блюда из яиц.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |  
              | 7.Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |  
              | 8. Блюда из рыбы и морепродуктов
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | 4
 
 |  
              | 9.Блюда из мяса
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | 4
 
 |  
              | 10.Блюда из птицы
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | 2
 
 |  
              | 11.Заправочные супы
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | 2
 
 |  
              | 12.Приготовление обеда. Сервировка стола.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | 2
 
 |  
              | 13. Блюда из молока и кисломолочных продуктов
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 14. Изделия из жидкого теста
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 15 Виды теста и выпечки
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 16.Сладости, напитки и десерты
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 17.Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | Создание изделий из текстильных материалов
 
 | 44
 
 | 48
 
 | 26
 
 | 22
 
 |  
              | 1.Свойства текстильных материалов
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 4
 
 | 2
 
 |  
              | 2.Конструирование швейных изделий
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 6
 
 | 4
 
 |  
              | 3.Моделирование швейных изделий
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | 2
 
 |  
              | 4.Элементы машиноведения
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 6
 
 | 2
 
 |  
              | 5.Технология швейных изделий
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 10
 
 | 12
 
 |  
              | Художественные ремесла
 
 | 16
 
 | 16
 
 | 8
 
 | 8
 
 |  
              | 1. Декоративно – прикладное искусство
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | -
 
 |  
              | 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | -
 
 |  
              | 3 Лоскутное шитье
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 4
 
 | -
 
 |  
              | 4. Вязание крючком
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | 4
 
 |  
              | 5. Вязание на спицах
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | 4
 
 |  
              | 6.Роспись ткани
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 7.Вышика
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | Семейная экономика
 
 | -
 
 | -
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | Бюджет семьи
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | Современное производство и профессиональное самоопределение
 
 | -
 
 | -
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 1.Сферы производства и разделение труда
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | 2.Профессиональное образование и профессиональная карьера
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | -
 
 | -
 
 |  
              | Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности
 
 | 42
 
 | 36
 
 | 16
 
 | 20
 
 |  
              | 1. Исследовательская и созидательная деятельность
 
 | 42
 
 | 36
 
 | 16
 
 | 20
 
 |  
              | Всего:
 
 | 136
 
 | 136
 
 | 68
 
 | 68
 
 |  
 
 
 |