| 
            
            
            
            
              | «Рассмотрено»
 
 Руководитель ЛМО
 
 _____________/Т.А.Цымдянова/
 
 Протокол № ___ от «__»____________20___г.
 
 
 | «Согласовано»
 
 Заместитель директора по УВР МОУ Лицей №1
 
 _____________/И.А.Калимулина/
 
 «__»____________20___г.
 
 
 | «Утверждено»
 
 Директор МОУ Лицей №1
 
 ____________/С.Ю.Спивак/
 
 Приказ № ___ от «__»____20___г.
 
 
 |  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
 
 Капошко Ольги Анатольевны,
 
 учителя II КК
 
 по ТЕХНОЛОГИИ 5-6 КЛАССЫ
 
 Ачинск
 
 2014 - 2015 учебный год
 Пояснительная записка
 Рабочая программа по технологии адресована для муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1» г.Ачинска Красноярского края.
 
 Рабочая программа по технологии (технология ведения дома) для 5-6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии, авторской программы (авторы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология» 5-8 классы М:, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, учебным планом лицея.
 
 В соответствии с Базисным учебным планом в 5 и 6 классах на учебный предмет «Технология» отводится по 68 часа (из расчета 2 часа в неделю). Количество часов в год – 68.
 
 В связи с тем, что календарный график на 2014-2015 уч.год – 34 недели и 5 дней, то в 5 «А», 5 «Б», 6 «А», 6 «Г» классах в разделе «Технология творческой и опытнической деятельности», добавлено по 2 часа.
 
 В пятых и шестых классах на уроках технологии действует классическая пятибалльная шкала отметки.
 Общая характеристика учебного предмета
 Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования являются: формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях; освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатах их труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
 
 Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
 
 На основе содержания программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
 
 
            получение, обработка, хранение и использование технологической информации;
 
основы черчения, графики и дизайна;
 
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
 
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
 
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
 
распространенные технологии современного производства.
 
 Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические работы.
 
 Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предполагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
 
 При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продуктов труда – изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
 
 Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
 Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
 
 Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе общего образования в 5 - 6 классах составляет по 68часов из расчёта 2 часа в неделю.
 
 С учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучения предметной области «Технология» должно обеспечить:
 
 
            развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
 
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
 
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
 
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
 
 
 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
 Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
 
 В результате обучения учащиеся овладеют:
 
 
            трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
 
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
 
навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
 
 В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:
 
 
            с основными технологическими понятиями и характеристиками;
 
технологическими свойствами и назначением материалов;
 
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
 
видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
 
видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
 
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
 
 выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
 
 
            рационально организовывать рабочее место;
 
находить необходимую информацию в различных источниках;
 
применять конструкторскую и технологическую документацию;
 
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ, для получения продукта;
 
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
 
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
 
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
 
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
 
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
 
находить и устранять допущенные дефекты;
 
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
 
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
 
распределять работу при коллективной деятельности;
 
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
 
 
            понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирование эстетической среды бытия;
 
развитие творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
 
получение техники-технологических сведений из разнообразных источников информации;
 
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
 
создание и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
 
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
 
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
 
выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
 
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
 
построение планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
 
 
 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
 Личностные результаты:
 
 
            формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
 
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
 
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
 
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
 
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умения общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
 
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
 
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домащнего хозяйства;
 
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
 
 Метапредметные результаты:
 
 
            самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
 
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
 
определение адекватных имеющимся организационным метериально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
 
выявления потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
 
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
 
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
 
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
 
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
 
формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
 
 Предметные результаты:
 
 в познавательной сфере:
 
 
            осознание роли технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
 
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведения наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
 
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства; распознавание видов, назначение материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
 
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правила выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
 
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональной деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
 
 в трудовой сфере:
 
 
            планирование технологического процесса и процессе труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
 
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решение творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
 
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
 
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
 
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда иобоснование способов их исправления;
 
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
 
 в мотивационной сфере:
 
 
            оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
 
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
 
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
 
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
 
 в эстетической сфере:
 
 
            дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
 
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
 
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
 
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
 
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
 
участие в оформлении класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
 
 в коммуникативной сфере:
 
 
            формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
 
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
 
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
 
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
 
 в физиолого-психологической сфере:
 
 
            развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
 
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
 
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
 
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
 
 
 Основное содержание курса
 
 Направление «Технологии ведения дома»
 Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырех разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла», а к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу.
 
 По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
 
 В обучении школьников используются информационные и коммуникационные технологии, позволяющие расширить кругозор обучающихся за счет обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
 
 В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.
 
 Новизной данной программы является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическим, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс-лаборатории. Это занятие способствует формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
 
 В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие школьников при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.
 
 При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
 
 Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.
 
 В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе.
 
 При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.
 
 Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.
 
 |