Рабочая программа по русскому языку. 8 класс. 
           
          В основе данной программы лежит авторская программа по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского( «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. - М.: Просвещение, 2006.) Программа рассчитана на 102 часа. 
           
          Методологической основой данной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования. 
           
          Рабочая программа составлена на 105 часов. 3 дополнительных часа (разница между базовой программой и рабочей) предполагается использовать как резервные для повторения и обобщения изученного. 
           
          Курс русского языка в 8 классе направлен на достижение следующих целей: 
           
          - познакомить учащихся со строением словосочетания и простого предложения, их функционированием в различных ситуациях общения; 
           
          - формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности, правильно расставлять знаки препинания в простом осложненном предложении, распознавать и исправлять ошибки, работать с текстом; 
           
          - совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, 
           
          -овладеть нормами русского литературного языка, 
           
          -обогащение грамматического строя речи учащихся, 
           
          -формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме. 
           
          Тематическое планирование. 
          
            
            
            
            
               
               
              
  | 
               
              тема
  | 
               
              Кол-во часов
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              Вводный урок. Функции русского языка в современном мире.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              2
  | 
               
              Повторение изученного в 5 - 7 классах.
  | 
               
              8
  | 
             
            
               
              3
  | 
               
              Синтаксис и пунктуация. 
               
              Словосочетание.
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              4
  | 
               
              Простое предложение.
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              5
  | 
               
              Двусоставные предложения. 
               
              Главные члены предложения. 
               
              Второстепенные члены предложения. 
              
  | 
               
               
              8 
               
              8
  | 
             
            
               
              6
  | 
               
              Односоставные предложения.
  | 
               
              10
  | 
             
            
               
              7
  | 
               
              Неполные предложения.
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              8
  | 
               
              Однородные члены предложения
  | 
               
              14
  | 
             
            
               
              9
  | 
               
              Обособленные члены предложения
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
              10
  | 
               
              Слова, грамматически не связанные с членами предложения
  | 
               
              11
  | 
             
            
               
              11
  | 
               
              Прямая и косвенная речь
  | 
               
              7
  | 
             
            
               
              12
  | 
               
              Повторение
  | 
               
              9
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
          Содержание тем учебного курса 
           
          «Русский язык 8 класс» 
           
          (105 ч) 
           
          Функции русского языка в современном мире(1ч) 
           
          Повторение пройденного в 5- 7 классах (8ч) 
           
          Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 
           
          Словосочетание (3ч) 
           
          I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). 
           
          II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания. 
           
          Простое предложение (4ч) 
           
          I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. 
           
          Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. 
           
          II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения. 
           
          Ш. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. 
           
          Простые двусоставные предложения 
           
          Главные члены предложения (8ч) 
           
          I. Повторение пройденного материала о подлежащем 
           
          Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. 
           
          Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. 
           
          II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. 
           
          Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. 
           
          III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности. 
           
          Второстепенные члены предложения (8ч ) 
           
          I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. 
           
          Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. 
           
          II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. 
           
          III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края. 
           
          Простые односоставные предложения (8ч + 2ч) 
           
          I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Понятие о неполных предложениях. 
           
          Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. 
           
          Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. 
           
          II. Умение пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами. 
           
          Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. 
           
          III. Рассказ на свободную тему. 
           
          Неполные предложения(2). 
           
          Понятие о неполных предложениях. 
           
          Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. 
           
          Однородные члены предложения (14ч) 
           
          I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. 
           
          Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. 
           
          Вариативность в постановке знаков препинания. 
           
          II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. 
           
          III. Рассуждение на основе литературного произведения. 
           
          Слова, грамматически не связанные с членами предложения (11ч) 
           
          I. Повторение изученного материала об обращении. 
           
          Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. 
           
          Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. 
           
          II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста. 
           
          III. Публичное выступление на общественно значимую тему. 
           
          Обособленные члены предложения (18ч + 2ч) 
           
          I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. 
           
          Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. 
           
          II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. 
           
          III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности. 
           
          Прямая и косвенная речь (6ч + 1ч) 
           
          I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. 
           
          Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. 
           
          Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. 
           
          II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной. 
           
          III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения данного текста. 
           
          Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8ч) 
           
          Словосочетания и предложения. Двусоставные предложения. 
           
          Односоставные предложения. 
           
          Цитаты и знаки препинания при них. 
           
          Однородные члены предложения. 
           
          Обособленные и уточняющие члены предложения. 
           
          Слова, грамматически не связанные с членами предложения (обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции). 
           
          Прямая и косвенная речь. 
           
          Подведение итогов года (1ч) 
          
            
            
            
            
               
              урок
  | 
               
              Тема
  | 
               
              Кол-во часов
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              Функции русского языка в современном мире
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              2-3
  | 
               
              Повторение изученного в5- 7 классе 
               
              Пунктуация 
              
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              4-6
  | 
               
              Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              7-8
  | 
               
              Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              9
  | 
               
              Р.р. Сочинение
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              10-12
  | 
               
              Словосочетание. Виды словосочетаний.
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              13
  | 
               
              Простое предложение. 
               
              Грамматическая основа.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              14
  | 
               
              Порядок слов в предложении. Интонация
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              15
  | 
               
              Интонация
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              16
  | 
               
              Р.р. Описание памятника культуры
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              17
  | 
               
              Главные члены предложения. 
               
              Способы выражения подлежащего
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              18-19
  | 
               
              Простое глагольное сказуемое
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              20-21
  | 
               
              Составное глагольное сказуемое
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              22-23
  | 
               
              Составное именное сказуемое
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              24-25
  | 
               
              Тире между подлежащим и сказуемым
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              26
  | 
               
              Второстепенные члены предложения
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              27
  | 
               
              Дополнение
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              28
  | 
               
              Определение
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              29
  | 
               
              Приложение
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              30
  | 
               
              Обстоятельство
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              31
  | 
               
              Синтаксический разбор. Повторение.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              32
  | 
               
              Р.Р Характеристика человека
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              33
  | 
               
              Контрольная работа
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              34
  | 
               
              Простое односоставное предложение. Главный член односоставного предложения
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              35
  | 
               
              Назывные предложения
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              36
  | 
               
              Определенно-личные предложения
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              37
  | 
               
              Неопределенно-личные предложения
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              38
  | 
               
              Р.Р Инструкция
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              39
  | 
               
              Безличные предложения
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              40-41
  | 
               
              Р.Р Рассуждение. Сочинение.
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              42
  | 
               
              Проверочная работа
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              43-44
  | 
               
              Неполное предложение
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              45
  | 
               
              Осложненное предложение
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              44
  | 
               
              Понятие об однородных членах
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              45
  | 
               
              Однородные члены, связанные перечислительной интонацией
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              46
  | 
               
              Р.р Изложение
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              47-48
  | 
               
              Однородные и неоднородные определения
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              49-50
  | 
               
              Однородные члены, связанные сочинительными союзами
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              51-52
  | 
               
              Р.Р Сочинение- сравнительная характеристика
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              53
  | 
               
              Обобщающие слова при однородных членах
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              54
  | 
               
              Синтаксический разбор предложения с однородными членами
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              55
  | 
               
              Повторение
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              56
  | 
               
              Контрольная работа
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              57
  | 
               
              Понятие об обособлении
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              58-61
  | 
               
              Обособленные определения
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              62-63
  | 
               
              Р.Р. рассуждение на дискуссионную тему
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              64-66
  | 
               
              Обособленные приложения
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              67-70
  | 
               
              Обособленные обстоятельства
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              71-72
  | 
               
              Обособленные уточняющие члены предложения
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              73
  | 
               
              Синтаксический разбор предложения с обособленными членами
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              74-75
  | 
               
              Повторение
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              76
  | 
               
              Контрольный диктант
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              78
  | 
               
              Обращение
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              79-80
  | 
               
              Вводные слова. Группы вводных слов
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              81-82
  | 
               
              Знаки препинания в предложениях с вводными словами
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              83-84
  | 
               
              Вставные конструкции
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              85
  | 
               
              Междометия
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              86
  | 
               
              Синтаксический разбор предложений с вводными словами
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              87
  | 
               
              Повторение
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              88
  | 
               
              Контрольная работа
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              89
  | 
               
              Понятие о чужой речи
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              90
  | 
               
              Прямая и косвенная речь
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              91
  | 
               
              Знаки препинания в предложениях с прямой речью
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              92
  | 
               
              Диалог
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              93
  | 
               
              Р.р. рассказ
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              94
  | 
               
              Цитирование
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              95
  | 
               
              повторение
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              96-105
  | 
               
              Повторение и систематизация изученного в 8 классе
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
          Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса 
           
          I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. 
          II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: 
          - производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; 
          - составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями; 
          - пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; 
          - соблюдать нормы литературного языка в пре- делах изученного материала. 
          По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. 
          Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми. 
          По орфографии. 
           
          Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами. 
          По связной речи. 
           
          Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам. 
           
          Литература. 
           
          «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. - М.: Просвещение, 2006. 
           
          Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы ( по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского; А.И.Власенкова) \ сост. Г.М.Вялкова.- М.: Глобус, 2008. 
           
          Русский язык: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. ; науч. Ред. Н.М.Шанский. М.: Просвещение,2010. 
           
          
         |